КОНЦЕРТ-ОТКРЫТИЕ
«Фауст: Шуман. Шнитке»
4 декабря 2023 19:00
Капелла Санкт-Петербурга
программа
Роберт Шуман
«Сцены из „Фауста“ Гёте» для солистов, хора и оркестра (фрагменты)
(к 170-летию создания сочинения)
Альфред Шнитке
Кантата «История доктора Иоганна Фауста» для контральто, контратенора, тенора, баса, смешанного хора и оркестра, соч. 167
(к 40-летию создания сочинения)
О концерте
«У каждого художника должен быть свой Фауст»

Немецкий композитор-романтик Роберт Шуман посвятил 10 лет жизни работе над «Сценами из „Фауста“ Гёте», ставшими одной из вершин в его творчестве. Шуман обратился к трагедии Гёте, основанной на известной легенде, в период обострения душевной болезни. Особое внимание композитора привлекла вторая часть книги: после череды напряженных коллизий, страданий и искушений души Фауста и Маргариты обретают мир и спокойствие в высших сферах. Сочинение Шумана сочетает в себе элементы оперы, кантаты и оратории.

Эта аксиома европейской культуры — смысловой стержень уникального концерта. Яркие музыкальные образы приглашают к размышлениям над вечными темами — взаимосвязь познания и веры, добра и зла. Фауст — герой, жаждущий постигнуть все тайны мира. Средневековая легенда об ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, олицетворяет извечное противостояние добра и зла. И каждый большой художник по-своему рисует трактует образ Фауста и подбирает свои ключи к вопросам, над которыми веками бьется человечество.

«История доктора Иоганна Фауста» культового композитора второй половины ХХ века Альфреда Шнитке стала едва ли не кульминацией его творчества. Ни одно событие в мире академической музыки 1980-х не вызвало такого ажиотажа, как первое исполнение этого сочинения в СССР.

Тема Фауста — одна из ключевых в творчестве Шнитке. Композитор был знаком с разными литературными интерпретациями легенды, но подобно Адриану Леверкюну — герою романа «Доктор Фаустус», написанного Томасом Манном, он опирался на книгу о Фаусте, созданную в XVI веке Иоганном Шписом. Шнитке отзывался о своем герое так: «Фауст — доктор-полушарлатан, наказание его заслуженно, но все же Фауста жалко».

В кантате Шнитке Любопытно решен в образ Мефистофеля, партия которого разделена между двумя голосами: контратенором и контральто, что является олицетворением «сладкоголосого обольстителя» и «жестокого карателя» соответственно. Партию Мефистофеля, написанную на эстрадное контральто, должна была петь Алла Пугачёва. В конечном итоге суперзвезда отказалась от участия, что не помешало арии Мефистофеля превратиться в легенду. Впоследствии эту партию исполняли оперные певцы. Однако в рамках фестиваля будет реализован авторский замысел — партию Мефистофеля в жанре инфернального танго исполнит не оперная, а именно эстрадная певица.
Продолжительность концерта 2 часа с антрактом
6+
Исполнители
  • Екатерина Гончарова
    Сопрано
    Солистка Мариинского театра
  • Екатерина Бачурина
    Контральто
  • Денис Закиров
    Тенор
    Солист Мариинского театра
  • Вадим Волков
    Контратенор
  • Кирилл Комаров
    Баритон
  • Владимир Феляуэр
    Бас
    Солист Мариинского театра
  • Юрий Власов
    Бас
    Солист Мариинского театра
КАМЕРНЫЙ ХОР «ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЕРЕНАДЫ»
Руководитель — Егор Лосев
КАМЕРНЫЙ ХОР «ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЕРЕНАДЫ»
Руководитель — Егор Лосев
ГУБЕРНАТОРСКИЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Художественный руководитель —
лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга Антон Лубченко
ГУБЕРНАТОРСКИЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Художественный руководитель — лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга Антон Лубченко
площадка
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение, определившее своей деятельностью становление и развитие всей русской профессиональной музыкальной культуры.
Капелла Санкт-Петербурга
©️ Все права защищены 2023
Автономная некоммерческая организация «Центр фестивально-выставочной деятельности, культурно-просветительских программ и издательских проектов «КультПросвет»
ОГРН 1207800032692
ИНН 7842179714